Дайджест You Social Insight

Актуальное об импакт-вошинге

Последнее время в медиа-ресурсах все чаще встречаются новости о судебных преследованиях компаний за раскрытие недостоверной информации об ESG-деятельности. Термин «импакт-вошинг» активно звучит в экспертном сообществе за рубежом и в России. You Social Insight собрал наиболее громкие дела «импакт-вошинга» и тенденции по противодействию ему. 

Импакт-вошинг — введение в заблуждение заинтересованных сторон относительно реализации своей экологической или социальной миссии для извлечения выгоды из глобально возрастающего спроса на продукты и услуги компаний, соответствующих принципам устойчивого развития; синоним «гринвошинга», см. определение в Глоссарии терминов в области устойчивого развития Банка России.

Одна из ключевых мировых тенденций – пристальный контроль за качеством ESG-раскрытий, включая создание специальных регуляторных и надзорных механизмов. В марте 2021 Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) создала Целевую группу по вопросам климата и ESG (Climate and ESG Task Force) в рамках Отдела правоприменения (Division of Enforcement), что уже тогда должно было стать сигналом для игроков рынка. К задачам целевой группы были отнесены выявление неправомерных действий, связанных с ESG.

В мае 2022 случился первый прецедент: SEC привлекла к ответственности управляющую активами компанию BNY Mellon Investment Adviser Inc за «искажения и упущения в ESG-отчетах». В результате расследования  SEC выяснилось, что с июля 2018 по сентябрь 2021 УК представляла или подразумевала в различных заявлениях, что все активы под ее управлением прошли проверку качества по ESG-критериям, несмотря на то, что отдельные активы не имели такой оценки качества (см. подробнее текст решения). Для урегулирования обвинения компания согласилась выплатить штраф в размере 1,5 млн USD.

Решение в отношение BNY Mellon Investment Adviser – наиболее громкий случай преследования, но на рассмотрении SEC есть и другие кейсы. В апреле 2022 SEC обвинила бразильскую компанию Vale – одного из крупнейших производителей железной руды в мире – в раскрытии вводящих в заблуждение данных о безопасности своих дамб, что привело к обрушению одной из них в районе Брумадинью и гибели 270 человек. SEC выявила, что Vale давала ложные сведения о безопасности дамб, в том числе заявляя в отчетах о приверженности «строжайшим международным практикам» по оценке безопасности дамб. 

Есть все основания говорить о росте количества расследований в отношении достоверности ESG-раскрытий: эксперты бьют тревогу о недобросовестном информировании некоторых ESG-фондов о положительных эффектах деятельности. В одном из июньских выпусков Financial Times профессор французской бизнес-школы и исследовательского института INSEAD опубликовал письмо, в котором указал на явные недостоверные заявления и призвал потенциальных инвесторов критично относится к ним. В письме отмечено, что фонды часто заявляют, что инвестиции под их управлением способствуют снижению глобального потепления, что может вводить участников рынка в заблуждение, так как вложенные средства не идут непосредственно на цели, связанные с климатическими изменениями. 

Также, в конце июня Ассоциация сертифицированных специалистов по расследованию мошенничества (ACFE) и американская консалтинговая фирма Grant Thornton LLP выпустили подробное руководство «Управление рисками мошенничества в развивающейся среде ESG», которое рассматривает различные аспекты мошенничества в контексте ESG, включая манипуляции с нефинансовой отчетностью.

Тема импакт-вошинга поднимается и в российском экспертном сообществе. В апреле эксперты НИУ ВШЭ опубликовали доклад «ESG: три буквы, которые меняют мир», в котором среди прочего выделили виды импакт-вошинга, которые встречаются в раскрытиях российских компаний. Среди них:
  • манипулирование показателями (указание значений показателей в относительных единицах, приведение исключительно динамики значения показателя по сравнению с прошлым годом (без текущего значения), отсутствие показателей); 
  • постановка общих целей, не позволяющих отследить их достижение; 
  • отсутствие долгосрочного планирования; 
  • представление добросовестного правоприменения в качестве достижений; 
  • несоответствие данных отчетов сведениям из открытых источников. 

Тенденция по ужесточению контроля за качеством ESG-раскрытий станет актуальной и для российской практики. Компаниям стоит со всей серьезностью отнестись к информированию о деятельности в области устойчивого развития. Ниже мы перечислили правила, которые помогут снизить риски импакт-вошинга:

Мы также подготовили список «вредных советов» импакт-вошинга. Надеемся, что данная инициатива поднимет настроение и победит более критично относится к раскрытиям ESG-данных.

You Social помогает компаниям в подготовке нефинансовой отчетности и иных типов ESG-раскрытий в соответствии с рекомендациями национального регулятора и ведущими мировыми стандартами.


Новости You Social за июнь


  • Евгения Кузнецова, генеральный директор You Social  выступила на ПМЭФ-2022 в секции «Устойчивое будущее», где обсуждался вопрос о текущих приоритетах ответственного бизнеса. Евгения отметила, что российский бизнес рассматривает задачи через призму трёх аспектов: влияние и важность для заинтересованных сторон;  законодательство стран, которые относятся к новым рынкам сбыта;  национальные цели и проекты плюс региональное и федеральное регулирование. 

  • По просьбе Коммерсантъ эксперты You Social подготовили материал о том, как инклюзия расширяет возможности для предпринимателей. Говорим про внедрение принципов DEIA в бизнес-процессы, возможное троекратное увеличение прибыли благодаря инклюзивной деловой культуре и практике, а также о том, с чего стоит начать трансформацию внутри компании.


  • Анна Бабкина, консультант You Social по вопросам D&I, приняла участие в Форуме решения социальных задач (Москва, 2-3 июня), в том числе в работе Лаборатории инклюзивного бизнеса по разработке инициатив государственной поддержки инклюзивных проектов, реализуемых бизнесом. 


  • Мастер-класс Евгении Кузнецовой состоялся 8 июня в Мурманске в рамках программы региональной конференции, посвященной корпоративному волонтерству.  Генеральный директор You Social поделилась лайфхаками на тему, как представлять волонтёрские программы широкой аудитории в период кризиса.