В этом выпуске You Social Insight мы расскажем о тенденциях в области устойчивых цепочек поставок, инструментах оценки контрагентов и о последствиях, которые могут возникнуть у бизнеса при недостаточном внимании к данным вопросам.
Ответственные цепочки поставок: тренды и инструменты
83% руководителей компаний отметили, что пандемия COVID-19 не стала препятствием для формирования устойчивых цепочек поставок. Наоборот, 2020 год способствовал росту внимания к теме и подтолкнул бизнес к тому, чтобы активизировать деятельность по данному направлению. Такие данные были представлены в международном исследовании «State of Supply Chain Sustainability» («Состояние устойчивой цепочки поставок») Центра логистики и перевозок Массачусетского технологического института.
Согласно отчету тренды в отрасли задает в основном крупный бизнес с количеством персонала от 1000 человек. У представителей же малого и среднего бизнеса во время пандемии рычагов воздействия стало еще меньше из-за сокращения бюджетов. Среди востребованных направлений в сфере ответственной цепочки поставок эксперты назвали защиту прав сотрудников, благополучие персонала, энергосбережение и использование возобновляемых источников энергии.
5 июля Московская школа управления СКОЛКОВО представила предварительные итоги исследования, посвященного ответственным цепочкам поставок для российских металлургических компаний. Несмотря на то, что анализ фокусировался на металлах, сам подход касается многих отраслей за пределами металлургического комплекса. Среди главных причин внедрения ответственных цепочек поставок в бизнесе были названы риск-менеджмент, оптимизация затрат и поиск инновационных решений через сотрудничество с поставщиками.
На российском рынке представили инструмент по базовой оценке поставщиков по стандартам устойчивого развития. Единый инструмент в области закупок в промышленном секторе был разработан Металлоинвестом и компанией B2B-Center, крупнейшей в России электронной торговой площадкой для корпоративных закупок и продаж.
В основе инструмента — система рейтингования потенциальных контрагентов на базе ценностей, изложенных в Глобальном договоре ООН. При первичной аккредитации на площадке B2B-Center поставщики предоставляют информацию об уровне обеспечения безопасности на производстве, соблюдении принципов честной конкуренции, антикоррупционных мерах, бережном отношении к окружающей среде. Чтобы получить высокий уровень оценки по любому из параметров, нужно предоставить подтверждающие документы. По итогам анкетирования контрагентам присваиваются баллы, после чего формируется единый рейтинг. Инструмент автономен и доступен не только компаниям, проводящим закупки на электронной торговой площадке.
За рубежом действует несколько платформ для оценки устойчивости цепочки поставок. Одна из самых востребованных – Ecovadis. Посредством сбора широкого спектра данных у компании (в рамках проекта используется методология для 198 отраслевых категорий и 155 стран) программа разрабатывает карту рисков и менеджмента по цепочке поставок. Другая платформа Carbon Trust специализируется на оценке экологических рисков и величины углеродного следа в цепочке поставок – по словам экспертов компании, именно на контрагентов приходится до 90% углеродного следа бизнеса.
Ответственная цепочка поставок: риски и возможности
Нарушение прав человека в виде принудительного труда в цепочке поставок стало поводом для США, чтобы наложить санкции на китайских производителей солнечных панелей. Решение было принято несмотря на то, что некоторые из компаний, попавших под санкции, производят поликремний и монокристаллический кремний, которые являются ключевыми компонентами, необходимыми для производства солнечных панелей.
Для того, чтобы избежать негативных эффектов в работе с контрагентами, компаниям необходимо заниматься мониторингом и картированием рисков. Учитывая степень внимания к повестке устойчивого развития, эта деятельность важна не только для самоконтроля, но и как инструмент адаптации к политике государственных органов. Так, в правительстве Германии разработали законопроект, согласно которому с 2023 года компании с количеством сотрудников более 3000 человек будут штрафовать на сумму до 2% от ежегодного дохода компании, если их поставщики нарушают права человека или экологическое законодательство.
You Social содействует компаниям в выстраивании устойчивых цепочек поставок: от разработки требований к поставщикам до создания системы оценки и проведения аудитов поставщиков.
При этом благодаря инициативам, связанным с увеличением ответственности в цепочке поставок, можно не только избежать негативных последствий, но и открыть новые возможности как для самой компании, так и для контрагентов. Например, можно объявлять открытые конкурсы для поставщиков, где приоритет будет отдаваться локальному, региональному и малому бизнесу, как это сделал ряд американских ритейлеров, а именно Kroger, Walmart, QVC и HSN. Благодаря этому они хотят увеличить устойчивость, а также разнообразие в своих цепочках поставок. Кроме того, налаживание контактов с местными поставщиками поможет сократить расходы на грузоперевозки, логистику и складское хранение.
Новости You Social
•You Social с 20 по 26 сентября проведет кросс-корпоративный чемпионат компетенций Soft Skills Challenge. В нем сотрудники компаний проверят себя по четырем «гибким» навыкам: кооперации, креативности, коммуникации и критическому мышлению. Каждый участник получит персональный профиль с указанием уровня надпрофессиональных компетенций для определения векторов дальнейшего развития.
Для менеджеров компаний будет проведено две фасилитационных сессии, на которых обсудят перспективы работы активных сообществ в компаниях: волонтерских, инновационных, молодежных и т.д. в гибридных условиях ковидного и постковидного мира.
Приглашаем представителей компаний. Участие в чемпионате платное. Узнать подробности и оставить заявку можно на сайте проекта.
•Генеральный директор You Social Евгения Кузнецова стала победителем в конкурсе лидеров социальных инноваций «СОЛь-2021». Конкурс направлен на выявление и поддержку руководителей компаний, создающих устойчивые системные решения социальных и экологических проблем.
За июль мы не только собрали You Social Insight на тему ответственных цепочек поставок, но и:
– успешно запустили пилотный проект по комплексному внедрению элементов циркулярной экономики в офисные бизнес-процессы компании;
– запустили проект по системной поддержке и помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
– провели с тремя компаниями серию акций и событий для сотрудников, вовлекающих их в повестку устойчивого развития.
Письмо ограничено по объему, чтобы не отвлекать вас от реальных проектов УР, но не ограничивает нас в возможностях.
Вместе мы найдем лучшее устойчивое решение для вашей компании: можем систематизировать имеющиеся проекты или создать устойчивую концепцию с нуля.