Привлечь и удержать: как компании влияют на мотивацию сотрудников оставаться в малых городах

В этом дайджесте от You Social мы поговорим о текучке кадров в городах присутствия компаний, мотивации сотрудников и о том, как на нее повлиять.

В условиях глобальной конкуренции за квалифицированных сотрудников компании сталкиваются с особыми вызовами. За 2023 год в России валовой оборот рабочей силы вырос до 65%. Это означает, что до трети сотрудников стали ежегодно менять место работы – рекордный показатель за последние 30 лет.
Предприятия, которые перевозят сотрудников в города присутствия, подвержены риску – в этом случае быстрое увольнение сотрудников происходит не только из-за зарплатных условий, но и из-за морального состояния, вызванного переездом, или дискомфорта новой среды.

Что мотивирует человека переезжать и оставаться на новом месте?

Экономический фактор. Фактор, на который часто делается упор при привлечении сотрудников – высокая зарплата, релокационный пакет и бонусы. С одной стороны, это действительно решающий фактор при принятии решения о переезде. Согласно опросу Cornerstone, только 9,2% опрошенных ответили категоричное «нет» на вопрос, будут ли они готовы к релокации в другой регион. 40,07% при этом заявили, что переедут куда угодно за «достойную зарплату и социальный пакет».

Однако если мы посмотрим на обратную картину, деньги не являются основной мотивацией для переезда в другой город. Чтобы переехать и остаться, человеку требуется что-то помимо материального благополучия.

Социокультурный фактор. Человеку важны социальные связи – семья, друзья и сообщества. Для человека, переехавшего в новый город, этот аспект может сильно влиять на его моральное состояние, а чувство одиночества повышает уровень стресса и снижает производительность сотрудника.

Для налаживания социальных связей также требуется общий контекст – наличие культурных учреждений, спортивных комплексов и общественных мероприятий помогают в этом. Без этого у людей развивается чувство неполноценности жизни и FOMO (страх упущенных возможностей) – ведь где-то в более развитом месте лучше. Это подтверждает то же исследование ВЦИОМ: «Уезжают не столько за деньгами, сколько от общей депрессивности локации, ощущения упущенной жизни: молодые мужчины и женщины чувствуют, что в этом месте их дни проходят не так продуктивно, интересно и радостно, как могли бы в более развитой агломерации». Это же утверждает Forbes: «Важно понимать, что людям, помимо денег, нужна социокультурная среда, они хотят тактильного ощущения жизни. Когда негде потратить заработанные деньги, возникает ощущение, что жизнь все время откладывается «на потом»».
Качество жизни. К этому относят много факторов, в том числе здравоохранение, качество образования, транспортную систему, удобство и развитость городской среды. Согласно исследованию ВЦИОМ, одним из главных факторов, удерживающих людей в городах, является создание комфортной городской среды: «Горожане оценивают качество здравоохранения и образования как один из решающих факторов при принятии решения о переезде».

Что может сделать бизнес?

Бизнес может влиять на мотивацию сотрудника как напрямую – через well-being программы и поддержку своих сотрудников, так и косвенно – через развитие городов присутствия.

Well-being программы

Переезд в другой город – большой стресс для сотрудника. Создавая программы адаптации и помогая новым сотрудникам освоиться на новом месте, бизнес уменьшает риски, связанные с текучестью кадров. Что может входить в программу:
  • Психологическая поддержка. По данным опроса hh.ru, в 68% российских компаний нет программ психологической поддержки сотрудников, несмотря на общее развитие тренда. При релокации человеку особенно требуется психологическая помощь, чтобы регулировать уровень стресса и смягчить адаптацию.
  • Помощь в интеграции. Важно убедиться, что у сотрудника есть доступ ко всей необходимой информации в удобном виде. В некоторых компаниях также работают программы менторства, когда опытные сотрудники сопровождают новых и облегчают им процесс адаптации.
  • Помощь в социализации. При переезде это один из самых важных аспектов, так как человек теряет свой привычный круг общения и должен выстраивать его заново. В этих ситуациях коллеги – это первый «мостик» к формированию нового социального круга. Важно дать сотруднику понять, что он не один – помогут, например, корпоративные мероприятия или Random Coffee (инструмент, случайным образом соединяющий двух человек для общения).
  • Доступ к качественной жизни. У переезжающего сотрудника и его семьи должен быть доступ к самому необходимому: качественной медицине, детским садам и школам.
Советы, чтобы программа работала эффективно:
  • Кастомизировать программы для разных групп сотрудников. Важно учитывать особенности разных людей и кастомизировать под них программу. У сотрудников разной должности, пола и возраста могут быть разные трудности в адаптации, и ваша программа должна это учитывать.
  • Указать четкие шаги, сроки и результаты. Адаптационная программа должна быть конкретной, а ее результаты – измеримыми. Это будет хорошим инструментом для HR, который сможет отследить прогресс сотрудника и вовремя заметить, если что-то идет не так.
  • Регулярно запрашивать обратную связь. Формы обратной связи или личное общение с сотрудниками поможет глубже понять, какой путь они проходят – это поможет вам дальше улучшать программу адаптации. Также это покажет сотруднику заботу работодателя и повысит его лояльность к компании.
Качественно составленная релокационная программа поддержки сотрудников поможет снизить риски выгорания и последующего увольнения, а также повлияет на производительность сотрудника.
Инвестиции в города присутствия
Привлекательность городов присутствия играет для бизнеса важную роль в конкуренции за квалифицированные кадры. Чем более привлекателен город, тем выше шанс снизить уровень текучки персонала. Современные компании обладают ресурсами и мотивом для развития этих городов. Жители малых населенных пунктов также ожидают поддержки от градообразующих предприятий, что делает последние активными участниками городского развития.
Развивая инфраструктуру и условия жизни, предприятия делают город более привлекательным для трудоспособного населения. Создаются новые рабочие места, улучшается экономическое благосостояние, что повышает общий уровень жизни и делает город более привлекательным для сотрудников.

  • Кейс ФосАгро. Компания инвестировала в открытие горнолыжного курорта в Кировске, чем помогла сделать город привлекательнее для всех – жителей, туристов и инвесторов. Генеральный директор ФосАгро уточняет, что их целью было не только предоставить возможности для отдыха для сотрудников предприятия и их семей, но и развить туризм в городе в целом.
  • Кейс Металлоинвеста, который вложил 57 миллионов рублей на реновацию городского парка в городе Губкине Белгородской области. Также компания вложилась в благоустройство долины ручья Тёплый Колодезь, нижнего парка и территории городского пруда. Здесь будут проложены дорожки и экотропа, установлены терраса, амфитеатр со сценой, современное освещение, зоны отдыха со скамейками и столиками, речные балкончики и площадки у воды.
  • Фестиваль «Выкса-фест», который проводится в Выксе, моногороде компании ОМК (Объединенной металлургической компании) уже 10 лет. Помимо этого, ОМК вкладывается в развитие Выксы, открывая там арт-пространства, восстанавливая объекты культурного наследия и проводя мероприятия для молодежи.
Это только несколько из многих примеров, как крупные компании вкладываются в развитие городов, делая их более привлекательными для жизни, комфортными и устойчивыми. Так современные предприятия начинают воспринимать социальные обязательства как часть своей политики, чтобы удерживать и привлекать кадры, улучшая качество жизни в городах.
Мы в You Social можем помочь вам проанализировать текущую ситуацию в вашей компании, создать адаптационную программу и сегментировать ее под нужды разной целевой аудитории. Мы также можем придумать проект в вашем городе присутствия и помочь перестроить бизнес-процессы.

Новости You Social
  • Новый выпуск подкаста Ойчиво! У нас в гостях Кристина Багрова, основательница и СEO консалтинга в сфере устойчивого развития You Social, Sustainability in practice, приложения myinside.app. Участница лонг листов: премии РБК «Менеджер в социальной сфере», рейтинга Forbes «30 до 30», эксперт ООН в области образования, спикер COP28. Поговорили про повестку устойчивого развития в целом, про стратегические вопросы, что нас ждет дальше, какие тренды, останется ли ESG с нами и что делать предпринимателям в секторе.

  • 27 июня эксперты You Social и агентства «Устойчивое развитие территорий» провели вебинар на тему «Как решать проблемы развития городов системно?», на котором рассказали, как преодолевать основные барьеры и искать актуальные решения для развития территорий.

  • В конце августа мы планируем провести для представителей бизнеса вебинар на тему: «Бизнес-эффекты от ESG-практик: найти и посчитать». Обсудим, могут ли ESG-практики быть эффективными для компании и как измерить эту эффективность. Всегда ли стоит считать бизнес-эффекты только в деньгах, и есть ли примеры компаний, улучшивших свои показатели благодаря ESG-практикам? Анонс опубликуем в телеграм-канале You Social - подписывайтесь, чтобы быть в курсе.