В поисках устойчивости

Июньский выпуск You Social Insight посвящён стратегиям адаптации бизнеса
в условиях неопределённости: как компании могут обрести новую устойчивость и какую роль в этом играют специалисты в области устойчивого развития.
Первая половина 2025 года лишь укрепила в понимании: современный мир стал предельно нестабильной и неоднозначной средой. Точные прогнозы в таких условиях —  утопия, а исполнение планов часто становится непредсказуемым. Однако бизнес не может позволить себе остановиться. Лидеры ищут новые стратегии выживания и роста в условиях, казалось бы, не поддающихся традиционному стратегическому планированию. Это звучит как парадокс, но эффективные стратегии
в неопределённости существуют. Что примечательно, специалисты по устойчивому развитию обладают уникальным набором компетенций, что делает их сегодня ключевыми игроками.

Никогда не было и вот опять

Чтобы действовать адекватно, даже в самой хаотичной ситуации, мы интуитивно пытаемся описать ее.
В условиях нарастающей неопределенности последних десятилетий ряд экономистов и футурологов занимались именно этим: создавали краткие и емкие модели, акцентирующие ключевые вызовы. Так появились концепции, которые, на первый взгляд, выглядят как набор непонятных букв или слов
из видеоигр — VUCA, BANI, SHIVA и TACI-миры. По сути, это англоязычные аббревиатуры, описывающие ключевые характеристики современной среды. Хотя указанные модели появлялись «на смену друг другу» в хронологической последовательности — от VUCA, самой первой (конец 1980-х гг.),  до TACI (после 2022 г.), они во многом взаимосвязаны и подсвечивают разную степень смежных характеристик,
и могут рассматриваться не только по отдельности, но и в комплексе.

Важно отметить, что ни одна из этих моделей не претендует на абсолютную точность. Они представляют собой инструменты для системного анализа ключевых рисков в динамично меняющемся мире. Так как понимание этих вызовов — первый шаг к проактивному планированию, адаптации и эффективным действиям, а также к определению необходимых компетенций для успешного функционирования
в подобных условиях. Каждая из них может быть использована в качестве инструмента эффективного лидерства, либо стать основой для формирования своего подхода. В настоящем обзоре мы кратко напомним суть VUCA и BANI-моделей, являющихся во многом прототипом для всех последующих.

VUCA

Эта модель зародилась в теории американских экономистов и используется в военных стратегиях, VUCA расшифровывается по первым буквам четырех вызовов современной глобальной среды: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В 2007 была предложена модель реагирования на эти вызовы, известная как VUCA-Prime.
См. Johansen, R. 2007. «Get There Early: Sensing the future to compete in the present».
ВЫЗОВ
ОТВЕТ

V

VOLATILITY
нестабильность

Изменения в мире происходят стремительно: геополитические события, конфликты, колебания рынков, валютных курсов, динамика спроса
и предложения. Нестабильность возникает из-за непредсказуемости характера, скорости и масштабов изменений.
VISION
видение

В условиях постоянных изменений
и неопределенности, ключевое — сохранять четкий фокус на долгосрочные цели. Понимание общего направления позволяет удерживать курс, несмотря
на внешние потрясения. Когда мир вокруг теряет стабильность, именно такая цель может стать якорем.

U

UNCERTAINTY
неопределённость

Неопределенность возникает из-за невозможности точно предвидеть будущие события и их последствия.



UNDERSTANDING
понимание

Глубокий анализ и исследование ситуации уменьшает неопределенность, повышая уверенность. При этом важно продумать свой подход к структурированию
хаотичных обстоятельств, преобразованию
их в систему фактов и понятных взаимосвязей.

C

COMPLEXITY
сложность

Проявляется в том, что для принятия адекватного решения необходимо учитывать множество факторов, при этом трудно определить, какие из них окажут решающее влияние.

CLARITY
ясность

Необходимо упрощать путем отсечения ненужных
и запутанных деталей, сосредоточившись
на ключевых элементах ситуации, на основе которых можно сформировать несколько понятных сценариев для реагирования.

A

AMBIGUITY
неоднозначность

Неоднозначность означает, что ключевые характеристики ситуации неясны или могут быть
по-разному интерпретированы.

AGILITY
гибкость

Важно уметь быстро переключаться  между сценариями и быть готовым корректировать тактику
в зависимости от меняющихся обстоятельств,
не пытаясь найти единственного идеального решения.
Модель реагирования в VUCA-мире, предложенная выше, не является единственной. Эксперты Harvard Business Review предлагают дополнительные тактики, основываясь на степени предсказуемости действий и объёме имеющейся информации.

BANI

В 2016 году американский футуролог Жаме Кашио предложил новую концепцию мира — BANI, которая cнова расшифровывалась по первым буквам четырех его ключевых характеристик: brittle (хрупкий), anxious (беспокойный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый). На практике также были сформированы рекомендации по реагированию. Теперь на первый план вышла способность чувствовать происходящее и быстро адаптироваться к нему.
ВЫЗОВ
ОТВЕТ

Brittle

хрупкий

Былая нестабильность — это уже не просто стабильность, но внезапные, непредсказуемые потрясения, способные разрушить даже устойчивые на первый взгляд системы и вызвать глобальные последствия
Развивать устойчивость, внедрять культуру сотрудничества, укреплять и расширять коммуникации



Anxious

беспокойный

С ростом нестабильности и хрупкости жизнь вселяет все большую тревогу. Беспокойство и тревога становятся хроническими “симптомами” 21 века, вызывая пассивность в принятии решений
Развивать эмоциональный интеллект, осознанность и эмпатию



Nonlinear

нелинейный

Причинно-следственные связи нарушаются: события либо никак
не связаны, либо их взаимосвязь непредсказуема и непропорциональна.  Даже незначительные происшествия могут вызывать огромные, труднообъяснимые последствия, проявляющиеся с задержкой во времени
Быстро ориентироваться в контексте
и адаптироваться, воздерживаться
от жестких детальных планов, поощрять инновации и гибкость мышления




Incomprehensible

непостижимый

Человеческий разум больше
не в состоянии охватить всю сложность информации и явлений во всей их полноте. Взаимозависимость явлений многоуровневая и всеобъемлющая
Вовлекать использование таких технологий, как искусственный интеллект, наука о данных (data science) и большие данные (big data)

Роль менеджмента и департамента устойчивого развития

В таких условиях важными становятся качества руководителей и менеджеров: ориентир на будущее
и умение вдохновить, адаптивность и гибкость, устойчивость.

  • Вдохновляющее лидерство — помогает сосредоточиться на общих целях.
  • Адаптивность — быстро реагировать на новые вызовы.
  • Устойчивость — преодолевать неудачи и двигаться вперед.

Во многом эти качества присущи людям с гибкой картиной мира и развитым эмоциональным интеллектом. Тем, кто способен менять ментальные модели и адаптироваться к сложным процессам.
В поисках эффективных моделей лидерства и управления отделы устойчивого развития могут стать опорой компаний. Как это применить
на практике? Давайте рассмотрим, следуя модели VUCA.

Видение

Специалисты по устойчивому развитию помогают компаниям определить миссию и цели с учетом принципов ответственного бизнеса: через стратегические сессии, командные упражнения и дискуссии. Так, например, разработка стратегий устойчивого развития часто способствует кросс-функциональному взаимодействию. Такой подход стимулирует открытый диалог и выработку единых целей компании.

При этом концепция устойчивого развития сегодня тоже трансформируется. Теперь УР — это часть бизнес-задач, влияющих на бизнес эффекты:
  • В части конкретных стратегических КПЭ бизнеса.
  • Отдельных функциональных подразделений.
  • В части работы с рисками.

Понимание

Департаменты устойчивого развития помогают снижать неопределённость.
Они проводят внутренний и внешний анализ актуальных для компании нефинансовых факторов (ESG-факторов). Как правило, используют такие инструменты как:
  • Оценка существенности.
  • Оценка двойной существенности.
  • Оценка нефинансовых рисков (например, климатических рисков, рисков в области прав человека
  • и пр.).

Сегодня компаниям крайне важно понимать и анализировать влияние нефинансовых факторов
на бизнес-показатели:
  • Текучесть персонала (ET).
  • Вовлеченность персонала (EEI).
  • Индекс привлекательности городов (CAI).
  • Эффективность взаимодействия с госорганами (GRE).
  • Стоимость привлечения клиента (CAC).

Наконец, управление заинтересованными сторонами, которое является неотъемлемой частью работы по устойчивому развитию, несет потенциал для более глубокого понимания контекста деятельности
и возможностей для компании. Подробнее об этом читайте в новой статье экспертов You Social
в свежем выпуске «Регенерация. Коммерсантъ»: Стейкхолдеры против хаоса.

Ясность

Разработка стратегий для управления нефинансовыми факторами (стратегий устойчивого развития, ESG-стратегий) является одной из ключевых компетенций отделов устойчивого развития. В том числе анализ и приоритезация рисков и возможностей. Такой подход вносит ясность, что позволяет сформулировать цели и конкретный план действий. В такой план входят: определение необходимых инициатив и проектов с соответствующими KPI, детализация задач, сроков, ресурсов и ответственных лиц, а также оценка эффектов.

Гибкость

Здесь особенно ценна готовность пересматривать устоявшиеся практики, внедрять инновации, исследовать новые вызовы как возможности и шанс для развития и расширения функционала, в том числе департаментов устойчивого развития.

Компания You Social накопила обширный опыт

в управлении нефинансовыми факторами

и внедрении принципов ответственного бизнеса.

Мы поделимся эффективными стратегиями, которые

помогут компаниям адаптироваться к динамично меняющемуся рынку.

Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше.

Новости You Social



  • Новый выпуск подкаста Ойчиво! «Андрей Шаронов: устойчивое развитие, ESG и кризис ожиданий». В гостях — Андрей Шаронов, генеральный директор Национального ESG Альянса. Обсуждаем, как меняется повестка устойчивого развития в России прямо сейчас и что делать тем, кто заинтересован в устойчивом развитии, но устал от его обсуждений!


  • С чего начать путь к устойчивому бизнесу? От осознания к действию — новая статья в журнале «Экостандарт» от наших экспертов. Устойчивое развитие сегодня — не модный тренд, а стратегический вектор для компаний, стремящихся к долгосрочной эффективности. В статье описаны взгляды авторов на трансформацию повестки устойчивого развития, причины ее внедрения в деятельность компаний, рекомендации, а также ключевые этапы соответствующей трансформации.


  • Стейкхолдеры против хаоса. Как компании адаптируются в малопредсказуемом мире? – статья от практики консалтинга и стратегии You Social в специальном выпуске «Коммерсанта», приуроченном к ПМЭФ. В современной реальности устойчивость бизнеса определяется не только тем, насколько гладко идут внутренние процессы, но и тем, как компания взаимодействует с клиентами, партнёрами, сотрудниками, НКО, медиа и др. В материале для «Ъ» разбираем, что необходимо учесть при построении отношений с заинтересованными сторонами по-новому.