В условиях кадрового дефицита бизнес вынужден конкурировать за сотрудников, но не все компании успешно адаптируются к новым реалиям. Повышение зарплат — частичное решение, которое не устраняет проблем с признанием достижений, внутренними коммуникациями и адаптацией к ценностям поколения зумеров. Это способствует росту текучести и снижению эффективности HR-инициатив.
Ключевые стратегии адаптации:
1) Персонализированный подход к мотивацииВ условиях, когда традиционная лояльность к работодателю снижается, а финансовые ожидания растут, наиболее прогрессивные компании внедряют гибкие и персонализированные системы вознаграждения. Персонализация касается не только материальных аспектов, но и графика работы, образовательных возможностей и карьерных треков. Так, например, в «Нетологии» работает система индивидуальных планов развития сотрудников –
по данным директора по персоналу Екатерины Смоляковой, 40% руководителей выросли именно внутри компании.
2) Прозрачность процессовОткрытость и честный диалог с сотрудниками повышают их вовлеченность. Важно внедрение понятных карьерных треков и прозрачности бизнес-целей. Например, в You Social существуют регулярные встречи с сотрудниками, на которых CEO компании рассказывает о доходах компании, ее финансовых и нефинансовых целях, а также отвечает на вопросы сотрудников, которые в течение всего времени можно прислать анонимно.
3) Обучение и развитиеВ условиях быстро меняющегося рынка труда и дефицита квалифицированных кадров компании переходят от традиционных образовательных программ к модели непрерывного развития навыков. В фармацевтической компании «Герофарм» сотрудников поощряют с помощью сертификатов на обучение. У Lamoda есть корпоративная библиотека, обучение по софт-скиллам и разговорные клубы на английском. А в «Лаборатории Касперского» оплачивают профильное обучение – в 2024 году 40% сотрудников компании приняли участие в образовательных активностях.
4) Технологизация HR-процессовГлубокая цифровизация HR становится ключевым трендом. Например, платформа «Пульс» от «Сбера» стала первой российской HR-платформой, которая автоматизирует найм, развитие сотрудников и оценку эффективности.
5) Фокус на благополучие сотрудниковВ условиях высокой конкуренции за таланты компании уделяют больше внимания физическому и психологическому благополучию сотрудников. В Lamoda предлагают беговые клубы, занятия по йоге, бадминтону, футболу и другим видам спорта. В S7 поддерживают корпоративные команды по футболу и хоккею, устраивают тренировки раз в неделю по разным видам спорта и оплачивают участие в турнирах. Примечательно, что многие компании стали уделять особое внимание ментальному здоровью.
6) Роль лидеров в удержании талантовМногие крупные компании используют программы менторства, когда один сотрудник может быть ментором другого и помогать ему развивать определенные навыки. Сюда также относятся программы развития лидерства в компаниях, которые создают уверенных и квалифицированных руководителей.
7) Создание сильного HR-брендаКомпании, успешно адаптировавшиеся к новым реалиям, уделяют значительное внимание построению привлекательного HR-бренда – и все чаще это делают с помощью маркетинговых каналов.
Так, «СИБУР» в 2022 году обновил HR-бренд и стратегию позиционирования, запустив имиджевую HR-кампанию в Нижнем Новгороде с использованием OLV (онлайн-видео), наружной рекламы, рекламных кампаний во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», сервисах Mail.ru, поисковике и рекламной сети «Яндекса», а также платформу Ozon, «Яндекс-Карты» и «Яндекс-Навигатор». По результатам кампании «СИБУР» получил более 1 тыс. новых откликов.
8) Создание внутрикорпоративных сообществСообщества единомышленников помогают сотрудникам чувствовать себя «на своём месте», быстрее адаптироваться и комфортнее выстраивать коммуникацию внутри компании. Например, в одной из российских ритейл-компаний провели опрос, чтобы выявить интересы сотрудников, определили наиболее востребованные темы, а затем на серии онлайн-встреч выбрали лидеров тематических сообществ и запланировали первые активности.