Как вовлечь жителей в работу над городскими инициативами

В сотрудничестве с АНО «Устойчивое развитие территорий» мы создали полезный дайджест о том, как вовлечь жителей в работу над городскими инициативами. Мы собрали лучшие практики, модели и инструменты, чтобы помочь вам создавать комфортную и вдохновляющую среду для всех.

В современном мире всё больше внимания уделяется развитию городских пространств и созданию комфортной городской среды. По данным Министерства строительства с 2017 года в России благоустроено более 112 тысяч общественных и дворовых пространств. Знаковым событием стал запуск в 2018 году «Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды», победители которого получают федеральный грант до 110 миллионов рублей на реализацию проекта благоустройства.
Одним из ключевых факторов успеха становится вовлечение жителей в работу над городскими инициативами. Это активизирует население, помогает учитывать их разные потребности и интересы, а главное — приводит к более качественным и эффективным решениям.

Тренды и модели вовлечения жителей

В последние годы растёт интерес горожан к участию в принятии решений, которые касаются развития городской среды. Этот тренд объясняется сразу несколькими факторами:
  1. Рост урбанизации. С каждым годом всё больше людей переезжают в города, что приводит к увеличению плотности населения и необходимости создания комфортных условий для жизни.
  2. Развитие технологий. Интернет и социальные сети, позволяют быстро и эффективно распространять информацию о городских инициативах и привлекать к ним внимание населения.
  3. Изменение ценностей. Люди всё больше стремятся участвовать в решениях, которые влияют на них, и ценят возможность менять окружающую среду к лучшему.

В связи с этим появляются новые модели и подходы к вовлечению жителей в проекты развития городской среды.
  1. Партисипаторное бюджетирование. Модель, которая позволяет горожанам участвовать в распределении бюджетов, выделенных на развитие городской среды. Жители предлагают свои идеи и проекты, которые затем могут быть реализованы за счёт этих средств.
  2. Общественные обсуждения. Формат, который даёт жителям возможность высказывать мнения и предлагать идеи по городским проектам. Такие обсуждения проходят в разных формах, включая опросы и онлайн-голосования.
  3. Краудсорсинг. Модель, при которой к работе над городскими инициативами можно привлечь широкий круг людей, не имеющих профессиональных навыков в этой области. Краудсорсинг подходит для сбора идей, предложений и мнений по предлагаемым проектам.
  4. Социальное предпринимательство. Модель, которая объединяет бизнес и общественные инициативы. Используя свои профессиональные навыки, социальные предприниматели создают проекты, которые делают городскую среду лучше.
  5. Партнёрство с некоммерческими организациями. НКО вовлекают горожан в работу над инициативами. Могут выступать в роли посредников между жителями и органами власти, а также предлагать необходимые ресурсы и поддержку.
  6. Геймификация. Использование игровых элементов и механик для вовлечения горожан. Например, создание мобильного приложения, где жители могут выполнять задания, связанные с улучшением городской среды. И получать за это баллы/награды. Трансформация общественного сознания и ценностей в сторону геймификации (преимущественно у молодого и среднего поколения).
  7. Инклюзивное планирование. Учёт потребностей всех групп населения, включая людей с особенностями здоровья, детей, пожилых и др. Специальные мероприятия и обсуждения, направленные на учёт их мнений и предложений.

Какой опыт можно перенять

Существует множество успешных кейсов, которые демонстрируют эффективность различных моделей и подходов к вовлечению жителей в работу над городскими инициативами. Рассмотрим некоторые из них:
  1. «Мой район». Масштабный проект, который реализуется в Москве и направлен на улучшение городской среды. В рамках инициативы проводятся общественные обсуждения, краудсорсинг-проекты и другие мероприятия, которые позволяют жителям высказать своё мнение и предложения по улучшению городской среды.
  2. «Том Сойер фест». Проект направлен на сохранение исторического наследия городов: жители могут принять участие в реставрации исторических зданий и памятников архитектуры.
  3. Создание регионального центра компетенций для повышения качества подготовки проектов, направленных на формирование комфортной городской среды в муниципалитетах.
  4. Конкурс «Лучшая муниципальная практика». Участниками могут быть муниципальные организации всех уровней – от сельских поселений до городских округов и городов федерального значения. Лучшие практики развития территорий отбираются на основе комплексной оценки показателей: описание проектов, программ, мероприятий и других действий, реализованных муниципалитетами.

Инструменты вовлечения горожан

В утверждённом Минстроем «Стандарте вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды» подробно описывается методика. Разберём самые популярные форматы:

  1. Информационные кампании. Один из основных и доступных инструментов. Бывают разными, например, в виде публикаций в СМИ, рекламных роликов, листовок и плакатов. Можно создать группу проекта ВКонтакте на весь его период и регулярно выкладывать посты о ходе реализации, проводить онлайн-опросы и трансляции с мероприятий для большего охвата.
  2. Онлайн-платформы. Создать сайт проекта можно самостоятельно или с помощью специалиста. Такой ресурс подходит для сбора идей, предложений и мнений, организации общественных обсуждений, а также размещения интерактивной карты, где жители отмечают важные и проблемные места города.
  3. Встречи с жителями. Очные мероприятия – важный инструмент вовлечения. Их лучше проводить в разных форматах со всеми категориями населения. Например, с детьми провести дизайн-игру, с жильцами домов, расположенных на территории, – архитектурную прогулку. На каждой встрече рекомендуется обсуждать предлагаемые изменения, собирать идеи, а также отвечать на вопросы жителей.
  4. Обучение и консультации. Для успешного вовлечения горожан важно обеспечить их необходимыми знаниями и навыками. Можно организовать, например, в виде семинаров, вебинаров и индивидуальных встреч. Показать благоустроенные общественные пространства из других городов, рассказать о предстоящих этапах проекта и планируемых изменениях.
  5. Поддержка и мотивация. Для успешного вовлечения горожан необходимо показывать изменения, инициированные мнением жителей, и заострять на этом внимание: каждая встреча, пост и опрос имеет конкретный результат, который отражён в проекте.

Дополнительные форматы вовлечения жителей:
  1. Публичные арт-инсталляции. Создание временных или постоянных арт-объектов, которые привлекают внимание жителей и стимулируют обсуждение городских проблем и решений. Например, если на территории остро стоит проблема вандализма, то выделите специальное пространство для граффити, где каждый может оставить своё сообщение или рисунок.
  2. Городские фестивали и мероприятия. Организация тематических фестивалей, ярмарок и других событий, направленных на вовлечение жителей в обсуждение и разработку городских проектов. Мероприятия могут сочетать развлекательные и образовательные элементы.
  3. Виртуальные туры. Использование технологий визуальной и дополненной реальности для создания туров по будущим объектам благоустройства. Жители могут «пройтись» по обновлённым улицам, паркам, набережным и оставить свои комментарии и предложения.
  4. Социальные лаборатории. Организация временных экспериментальных площадок, где жители могут тестировать проектные решения и новые идеи для городской среды. Это может быть, например, временное перекрытие улицы для создания пешеходной зоны и организации фестиваля.
  5. Локальные инициативные группы. Создание небольших команд из активных горожан, подключённых к работе над проектом. Эти группы могут получать поддержку и ресурсы от муниципалитетов и/или НКО.

Мы уже привели ряд примеров и успешных кейсов о том, как можно реализовать взаимодействие горожан, муниципалитета и бизнеса через различные инструменты. Ниже мы хотели бы поделиться с теми, кто дочитал наш дайджест, полезным конструктором мероприятий, благодаря которому, вы сможете придумать минимум 150+ форматов взаимодействия с интересантами пространства.
Если вам кажется, что встречи, обсуждения или фестивали больше не подходят и требуется что-то новое, наш материал поможет найти идею, которая точно откликнется на запросы пользователей и станет уникальной для вашей целевой аудитории.

Необходимые шаги

Даже если у вас уже есть опыт работы с городским пространством, важно обратить внимание на дополнительные детали, которые сделают проект сильнее. Мы можем поддержать вас в разработке и реализации комплексного подхода к развитию территорий, а именно:
  1. Провести анализ территории и выявить узкие места в пользовании. Найти пространства, которые имеют потенциал, но не задействованы в городской жизни.
  2. Провести социологические опросы жителей и выявить основные боли пользователей. Предложить решения их вопросов с точки зрения положительных эффектов для вашего бизнеса.
  3. Выявить и поддерживать работу сообщества активных горожан, участвующих в развитии территории присутствия компании.
  4. Организовать мероприятий в офлайн- и онлайн-форматах, которые помогут обучить активных горожан эффективному взаимодействию с муниципальными структурами. Участники учатся выявлять проблемы территории, сотрудничать с местной администрацией и держателями территорий, а также разрабатывать грантовые заявки для её развития.
  5. Разработать дорожную карту развития территорий на 10+ лет вперёд.

Вовлечение жителей в городские инициативы играет ключевую роль в развитии городской среды. Это помогает учитывать разные потребности населения, принимать более эффективные решения и создавать пространство, комфортное для жизни и отдыха.
Новости You Social

  • Новый выпуск подкаста Ойчиво! «Углеродные рынки: что, зачем и кому продавать?» Обсуждаем первую экспортную сделку России по продаже углеродных единиц. Разбираемся, что представляют собой углеродные единицы, где и как их покупают и продают, а также каким образом они могут помочь в достижении целей по углеродной нейтральности.

  • На Дзене вышла статья «Лучше любого подарка… Подарок со смыслом». Подарки с дополнительной социальной или экологической ценностью становятся всё более популярными для поздравлений сотрудников, партнёров, а также близких и родных. В этой статье мы рассказываем, что представляют собой эти подарки и какими они могут быть.

  • 9 декабря коллеги из «Зебры» соберут экспертов в области отчетности, digital, дизайна, ИИ, перевода, устойчивого развития и проведут свою ежегодную конференцию «Zebra Day: фИИльм!». Организаторы готовят насыщенную программу и увлекательный формат. Приглашенные эксперты расскажут о трендах, апдейтах стандартов, перспективных продуктах и новом ПО.В рамках мероприятия эксперты You Social представят свои доклады.