В утверждённом Минстроем
«Стандарте вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды» подробно описывается методика. Разберём самые популярные форматы:
- Информационные кампании. Один из основных и доступных инструментов. Бывают разными, например, в виде публикаций в СМИ, рекламных роликов, листовок и плакатов. Можно создать группу проекта ВКонтакте на весь его период и регулярно выкладывать посты о ходе реализации, проводить онлайн-опросы и трансляции с мероприятий для большего охвата.
- Онлайн-платформы. Создать сайт проекта можно самостоятельно или с помощью специалиста. Такой ресурс подходит для сбора идей, предложений и мнений, организации общественных обсуждений, а также размещения интерактивной карты, где жители отмечают важные и проблемные места города.
- Встречи с жителями. Очные мероприятия – важный инструмент вовлечения. Их лучше проводить в разных форматах со всеми категориями населения. Например, с детьми провести дизайн-игру, с жильцами домов, расположенных на территории, – архитектурную прогулку. На каждой встрече рекомендуется обсуждать предлагаемые изменения, собирать идеи, а также отвечать на вопросы жителей.
- Обучение и консультации. Для успешного вовлечения горожан важно обеспечить их необходимыми знаниями и навыками. Можно организовать, например, в виде семинаров, вебинаров и индивидуальных встреч. Показать благоустроенные общественные пространства из других городов, рассказать о предстоящих этапах проекта и планируемых изменениях.
- Поддержка и мотивация. Для успешного вовлечения горожан необходимо показывать изменения, инициированные мнением жителей, и заострять на этом внимание: каждая встреча, пост и опрос имеет конкретный результат, который отражён в проекте.
Дополнительные форматы вовлечения жителей:
- Публичные арт-инсталляции. Создание временных или постоянных арт-объектов, которые привлекают внимание жителей и стимулируют обсуждение городских проблем и решений. Например, если на территории остро стоит проблема вандализма, то выделите специальное пространство для граффити, где каждый может оставить своё сообщение или рисунок.
- Городские фестивали и мероприятия. Организация тематических фестивалей, ярмарок и других событий, направленных на вовлечение жителей в обсуждение и разработку городских проектов. Мероприятия могут сочетать развлекательные и образовательные элементы.
- Виртуальные туры. Использование технологий визуальной и дополненной реальности для создания туров по будущим объектам благоустройства. Жители могут «пройтись» по обновлённым улицам, паркам, набережным и оставить свои комментарии и предложения.
- Социальные лаборатории. Организация временных экспериментальных площадок, где жители могут тестировать проектные решения и новые идеи для городской среды. Это может быть, например, временное перекрытие улицы для создания пешеходной зоны и организации фестиваля.
- Локальные инициативные группы. Создание небольших команд из активных горожан, подключённых к работе над проектом. Эти группы могут получать поддержку и ресурсы от муниципалитетов и/или НКО.
Мы уже привели ряд примеров и успешных кейсов о том, как можно реализовать взаимодействие горожан, муниципалитета и бизнеса через различные инструменты. Ниже мы хотели бы поделиться с теми, кто дочитал наш дайджест, полезным конструктором мероприятий, благодаря которому, вы сможете придумать минимум 150+ форматов взаимодействия с интересантами пространства.